Радиоактивные осадки
Арсений сломя голову мчался домой. Было по-весеннему тепло и город вроде бы выглядел как обычно. Яркое солнце ласкало распустившуюся листву и уже зацветающие грозди каштанов. И все же тень чего-то зловещего в этот день прочно окутала жилые дома и общественные здания уютного и светлого городка энергетиков.
Прямо рядом с мальчиком по улице медленно проехал “Уазик”. Из мощного динамика, установленного на крыше “Буханки” раздавалось зловещее монотонное предупреждение: “...с целью обеспечения полной безопасности людей, и, в первую очередь, детей, возникает необходимость провести временную эвакуацию жителей города в ближайшие населённые пункты…”.
До подъезда, в котором и жил Арсений вместе с родителями оставалось каких-то метров 50. “Агит-буханка” уехала в конец улицы, но всё ещё был слышен обречённый бубнёж: “определён круг работников, которые остаются на месте для обеспечения нормального функционирования предприятий города. Все жилые дома на период эвакуации будут охраняться работниками милиции”.
- Мама! Ты слышала? - взволнованно закричал мальчик, когда появился на пороге квартиры.
- Слышала, Арсюша. Кто же этого не слышал. Вот, и по радиоточке тоже только что сказали. Хорошо что ты сразу пришёл, нужно быстро тебя собрать.
- Это из-за того пожара? - очень серьёзно, почти по-взрослому спросил сын.
- Да, скорее всего из-за него, - печально произнесла мать и зачем-то взяла в руки сыновний школьный ранец, после чего вдруг стала вытряхивать из него всё содержимое, при этом нервно бормоча про себя:
- Ничего не брать, только самое необходимое… Чего там вообще собирать?
Мама в растерянности копалась в ящичках где лежало бельё и одежда сына. С полным непониманием вертя в руках трусы-носки-майки, что-то она всё же забросила в ранец сына, который ещё вчера играл роль школьного.
Арсений, в свою очередь тоже попытался забросить что-то из своих предметов: пару игрушек, книг.
- Арсюша, не надо. Сказали только самое необходимое. Всё остальное оставить. Просто не разрешат. Давай я быстро тебя покормлю. А то ещё не известно когда и куда вас привезут и когда покормят.
- Нас? - очень удивился мальчик. - А разве мы не вместе едем?
- Сынок, - мама больше всего боялась этого момента, поэтому нежно обняла Арсения, - нас с папой пока не отпускают. Нам нужно остаться здесь. Поэтому пока что ты один поедешь. Но мы потом заберём тебя. Я обещаю, это ненадолго.
Однако Арсений, поняв всю трагичность момента уже совершенно раскис и начал хныкать.
- Нет, мам, я не хочу сам. Давай я с вами останусь.
- Ты что, сыночка, это невозможно. Как же ты останешься? - мама стала вытирать слезы с щёк любимого сынули.
- Я тут спрячусь, я не буду свет включать, будут думать, что здесь никого не осталось.
- Ох, ты фантазёр! Не, так не получится. Чего ты так расстроился? Это же ненадолго. Ну! Ты же мужчина, в конце концов. Уже пионер. Разве ты не должен быть отважным? - мама ещё раз крепко обняла и поцеловала ребёнка. - Давай, быстро покушай и надо идти, нас уже скорее всего ждут.
- Я не хочу. - Капризно, сквозь слёзы сказал Арсений.
—
Минут через 20, всё ещё сильно расстроенный мальчик уже шёл по улице, держа маму за руку. За спиной болтался ранец, что было очень необычно для воскресного дня. Он был даже легче, чем когда в нём лежали учебники и другие школьные принадлежности. Вокруг было суетливо, соседи выносили какие-то баулы с вещами и при этом ругались с какими-то людьми в сопровождении военных.
- Да вы поймите, неизвестно что с этими вещами. Пока всё не проверят и не убедятся что ничего не заражено, всё безопасно…
Арсений с мамой дошли до конца улицы, где стояли несколько военных, один из которых поинтересовался:
- Здравствуйте, вы можете ожидать прямо тут. Автобусы подадут ко всем домам.
- Понимаете, мы с мужем пока должны остаться здесь. Мы на станции скорой помощи работаем.
- А, значит вам только сына нужно отправить? Ближайшая точка сбора детей без сопровождения взрослых на Спортивной. Прямо перед стадионом автобусы должны быть.
- Спасибо, мне так и сказали.
- Проходите, пожалуйста. Всё будет хорошо. - Удивительно вежливый офицер почему-то посчитал необходимым ободрить местных жителей. Хотя уровень суеты и даже в какой-то мере паники, который был достигнут к этому времени, говорил об обратном.
Арсений взглянул на свои роскошные для 10-летнего мальчика электронные часы, подарок одного папиного приятеля-моряка. 14:52 показывали они, а чуть выше, более мелкими цифрами высвечивалась дата: 27.04.
- Хорошо, как раз скоро отправляется первая партия детей. Как зовут? Арсений?
- А куда их хоть повезут, известно?
- Да, известно. Пионерлагерь “Строитель”. Буча. Это тут совсем недалеко, недоезжая до Киева.
- Ой, та я прекрасно знаю где та Буча. Я сама родом из Макарова. У меня там родители живут.
- Хорошо, а то почти все неместные и пугаются этого названия. Буча - что в нем страшного?
- Кстати, а может я смогу дозвониться родителям. Они могут забрать если что к себе Арсения?
- Конечно, без проблем.
- Арсюша, видишь, может дедушка за тобой приедет. А потом и мы приедем. Так что не грусти.
- Да, садись в автобус Арсений и ничего не бойся.
- Можно я еще с мамой попрощаюсь? - жалобно уточнил мальчик, у которого снова начинало щекотать в носу и были готовы брызнуть слёзы.
- Конечно можно. Еще чуточку времени есть.
Мама присела, чтобы удобнее и крепче обнять свою кровиночку. По правде говоря и ей было грустно и тревожно от того, что сын уезжает сам, от непонимания что будет дальше в этом городе, с этой электростанцией. Получится ли вернуться сюда и жить как раньше или это станет мертвой территорией на многие десятилетия. И тем не менее она попыталась приободрить сына, хотя у самой комок стоял в горле:
- Видишь, всё обязательно будет хорошо. Мы скоро увидимся. Считай, что ты ненадолго в лагерь уезжаешь. Ты же всё равно летом в лагерь собирался? Ну вот, просто поедешь чуть раньше и ненадолго.
Арсений кивал и соглашался, но вид у него всё равно продолжал оставаться очень напряжённый и грустный, а глаза чуть блестели от слёз.
- Всё, сынок. Ну расслабься, улыбнись! Ну чего ты так нервничаешь, чего ты топчешься?
- Мама, я просто… - Арсений чуть понизил голос и оглянулся по сторонам. - Писать очень хочу.
- Эх, ну вот ещё! А дома забыл сходить?
- Забыл. Ты меня торопила.
Конечно, самое удобное - свалить вину на других. Арсений не упустил такой возможности. Впрочем мама и не собиралась его упрекать. Ведь действительно, могла бы и напомнить, хотя бы и мальчику уже 10.
- Ну давай что-то придумаем. - Мама стала оглядываться в поисках подходящего места, чтобы решить пока ещё маленькую проблему сына. - Куда нибудь в кустики…
Однако отбежать куда нибудь в кустики не получилось. В этот самый момент тихо подошла сопровождающий воспитатель и предложила Арсению подниматься в автобус и занять там место.
- Нам сообщили, что на выезде из города уже собирается колонна, так что нам нужно ехать. Попрощались?
- Ну что же, уже потерпи сынок. Скоро вы приедете. Или по дороге остановитесь.
Арсений обречённо поднялся на ступеньку автобуса. Почти тут же за его спиной со скрипом и шипением закрылась дверь.