Уж лучше быть Инной Андреевной
То утро для всех ребят 10-го отряда началось с радостной новости: Кристина объявила, что зарядка сегодня отменяется, всем нужно как можно скорее осуществить водные процедуры и на завтрак прибыть уже в полной готовности сразу после столовой сесть в автобус и уехать на запланированную экскурсию. Все пребывали в заметном “чемоданном” настроении. Больше всего суеты почему-то исходило от Лёшки, который бегал между мальчиковой палатой и палатой Кристины и Юльки и постоянно уточнял, как одеваться, что с собой брать. А в итоге оделся самым обычным образом, в серые шорты и футболку, а вот голову от солнца прикрыть забыл. С Димкой тоже не обошлось без досадной забывчивости. Уже, когда все уходили в столовую мальчик вдруг хлопнул себя по лбу и вынужден был спешно вернуться. Он забыл взять главный и незаменимый атрибут совместной поездки - фотоаппарат. Правда что и ключ от склада он тоже чуть не забыл у себя в кармане и в последний момент, уже практически у дверей автобуса, отдал его Антонине Сергеевне (если читатель не забыл, это воспитатель их отряда), которая с ними в тот раз не ехала, оставив весь отряд на попечение Кристины.
Устроившись вместе с самыми близкими друзьями на заднем длинном сиденье старенького ПАЗика, она могла держать в поле зрения весь отряд. В автобусе стоял всеобщий гам. Все дети оживлённо общались друг с другом, делясь впечатлением об увиденном за окном. Впрочем пока проплывали вроде и самые привычные пейзажи. Поля, виноградники, холмы, озёра, колодцы и яркие домишки сменяли друг друга. Однако временами какие-то детали привлекали всеобщее внимание: живописный каньон, по которому пролегало часть пути, придорожный ресторан в виде огромной бочки, вроде привычное городским детям колесо обозрения, но в центре села, среди одноэтажных домов и пасущихся коз..
Кристина беспокоилась за своих подопечных:
- Лёшка, ну как ты умудрился забыть панамку или кепку какую? Смотри солнце какое сегодня. Да и ты Юлька, как-то тоже оделась и обулась неподходяще. В юбке тебе не сильно удобно будет, мы там по скалам лазить будем. Надо было надеть шорты, как я. А колготки ты зачем надела? Тебе жарко не будет?
- Ну ты же сама сказала, по скалам… Там же наверху холодно, наверное, ветер?
- Ой, ты увидишь высоту тех скал..! Хотя и красиво там. А вот в босоножках там тебе точно трудно будет.
- А я вообще не понимаю. Какие скалы у нас тут? - начал рассуждать Лёшка, - даже не верится, что у нас тут смотреть? Что это вообще такое, этот “ламшахтный” парк?
- Ландшафтный. То есть вся красота этого места получилось чисто силой природы, без участия человека. Но там и много другого интересного есть, вот увидишь.
Когда же автобус, спустя час пути, наконец-то начал спускаться в долину узкой речушки, с высоты холма вся красота этого места стала видна очень хорошо. В том числе и Лёшка вынужден был признать, что выглядит это всё весьма великолепно:
- Ух, ты! Действительно красиво. Даже не думал, что у нас есть такое место совсем рядом.
Мальчик прислонился носом к изогнутому стеклу и зачаровано наблюдал за пейзажем за окном. Узкая ленточка реки извивалась у подножья скалы, огибая её и утекая куда-то в неведомом направлении. Яркие солнечные лучи заливали своим светом белые известняковые склоны.
Наконец-то, спустившись в долину, автобус распахнул двери и выпустил детвору на небольшую площадку у самого подножья скалы, которую они видели с вершины холма, где проходила дорога. Перегретый в такую жару двигатель всё ещё сопел, урчал и потрескивал постепенно засыпая на время, пока пассажиры будут наслаждаться местными красотами.
Всем хотелось поскорее размять затекшие от долгого сидения и тряски ноги, так что юным пионерам захотелось тут же хаотично побегать и попрыгать. Но к группе детей подошла совсем молоденькая улыбающаяся девушка. На вид она едва ли была лет на 5 старше воспитанников 10-го отряда.
- Всем привет! - девчушка дружелюбно привлекла к себе внимание, - меня зовут Олеся. И я сегодня вам много покажу и расскажу об этом месте. Вы готовы? Вы не только увидите всю его красоту, но и познакомитесь с его богатой историей. Кто здесь только не жил в этих удивительных скалах и пещерах! Впрочем, всё по-порядку. Для начала давайте поднимемся на эту скалу. Это не будет слишком сложно. За мной.
Во время подъёма Юлька реально пожалела, что не подумала о более удобной обуви:
- Да, скользкие здесь камешки. Может мне вообще разуться?
- Да ты чего! Ты все ноги себе порежешь. Даже не думай! Если хочешь, я могу тебя на руках понести, - галантно предложил Димка.
- Ой, да ладно… - смущенно улыбаясь, Юлька отказалось от такого рыцарского предложения, но взяла друга крепко за руку. Так они и поднялись почти на самую вершину, на крутой уступ, где стоял огромный каменный крест, возле которого Олеся уже ждала, пока подтянется вся остальная группа.
—
- И что, монахи находились в этих пещерах постоянно? - удивленно уточнил Димка в следующей точке их экскурсии.
- Да, совершенно точно. Они редко выходили из пещер, потому что многие годы, даже столетия здесь хозяйничали сначала татаро-монголы, потом турецкое иго, все они всячески притесняли христиан, а особенно монахов. Так что здесь они жили, здесь они ели, здесь они совершали богослужения…
- Интересно, где они в туалет тогда ходили? - пробормотал Лёшка, рассчитывая, что это услышат лишь его друзья. Но его шёпот гулко разнесся в ограниченном пространстве пещеры. Весь отряд рассмеялся, а мальчик густо покраснел, что было не очень заметно в полутьме. - Не, ну а правда, где?
Лёшка, быстро преодолев смущение решил тогда уж играть свою роль до конца. Олеся тоже заулыбалась:
- Ну тут очень разветвлённая сеть пещер. Мы посетили лишь парочку. Все они между собой связаны, некоторые выходы надвисают прямо над речкой… Думаю понятно? Можем пойти поискать эти места. Только главное ни во что не вляпаться.
Ребята снова засмеялись, а Лёшка махнул рукой, мол “не надо, верю и так”.
- Ну что же, тогда давайте снова поднимемся на поверхность и я вам покажу где был монастырь уже после освобождения от турок, когда уже не надо было прятаться в пещерах.
—
Наконец-то группа поднялась на самую вершину скалы
- Всё что я вам рассказывала раньше это была история относительно не столь давняя. Но сейчас мы с вами стоим на остатках сооружения которому… Попробуйте угадать, сколько лет?
Выслушав несколько версий, Олеся с улыбкой покачала головой.
- Нет, ещё раньше. Можете себе представить? III век ДО нашей эры. Тогда эти земли населяло мирное племя гетов. Но иногда на них совершали набеги племена варваров, живших севернее. Поэтому они нашли это место, на самой вершине скалы, очень удобным для строительства крепости. Конечно, это не была крепость в привычном нам понимании…
—
- Ну а после греческих колонистов, эти земли были покорены римлянами и здесь проходила северо-восточная граница империи. Вы несомненно слышали о Римской империи на уроках истории? Затем опустошительные набеги варваров… Но спустимся мы со скалы по другой дороге, где внизу сможем увидеть одну постройку, которой более 700 лет. Она появилась в период татаро-монгольского нашествия. Давайте пойдем посмотрим, что же в ней было.
—
И это были лишь некоторые моменты увлекательной экскурсии, которая длилась приблизительно 2 часа. Дети хоть и подустали физически (всё же сначала поднимались на скалу, спускались в пещеры, а потом снова вернулись в долину), но переполненные впечатлениями были готовы на продолжение, тем более, если оно несколько меняло формат экскурсии.
Олеся повела отряд в близлежащее село, тут же, под тенью скалы, подойдя к особо красивым резным воротам остановилась и сказала:
- А здесь, ребята, будет последний пункт нашей экскурсии. Но баба Ленуца сама вам покажет свой волшебный двор и не только покажет, но и еще кое-что интересное ждёт вас. Ой, я вам просто завидую! Но мне нужно бежать дальше, так что я с вами прощаюсь, мне было очень приятно с вами погулять и всего вам хорошего. Отдыхайте и набирайтесь сил!
Возле ворот уже стояла широко улыбающаяся бабулечка, которую так нежно и по-семейному представила Олеся. И действительно, выглядела она крайне добродушно и по-хозяйски, широким жестом пригласила детей пройти в свой уютный, обставленный разными деревянными украшениями двор. В начале бабушка Лена показала гостям свою живность, которая находилась в аккуратных вольерах, потом провела по идеальному огороду и садику, которые в середине лета были переполнены созревающими овощами и фруктами. Ну а под конец подвела всю детвору к большому столу, который просто ломился от всякой выпечки.
- Ну вот, а теперь давайте, угощайтесь. Съедайте всё, чтобы ничего не оставили. Вон, с той стороны всё сладкое, а с этой всё несладкое. Таких плацинд, как у бабы Лены нигде больше не попробуете!
Дети нерешительно стояли в сторонке, так что доброй бабушке пришлось чуть ли не персонально каждого подводить к столу. И делала она это так нежно и заботливо, будто вся эта орава была её родными внуками и внучками.
- Не стесняйтесь, - сказала Кристина своим друзьям, - всё обговорено заранее, за всё уплочено, так что ешьте, на обед мы в лагерь не попадём. Это нам вместо обеда.
И решив подать пример, сама схватила со стола какое-то угощение и начала есть, не переставая нахваливать действительно очень вкусную выпечку.
- Вот и молодцы! - продолжала распоряжаться добродушным голосом бабушка Лена, - не стесняйтесь. А я сейчас вам буду свежий яблочный сок давить.
- Баба Лена, ну вот только не говорите, что это правда! - удивилась Кристина, - ну какой может быть свежий яблочный сок в июле?
- Ээээ! Это вы бабу Лену не знаете. А я знаю как сделать даже в июле вкусный свежий яблочный сок.
И с этими словами она ловко стала разрезать огромные желто-зеленые яблоки и отправлять их в специальную машинку, которую по её же словам смастерил покойный муж. Предложив мальчишкам покрутить ручку машинки бабушка показала как в кувшин полился свежий пахучий сок. Он был совсем не похож на тот яблочный сок, который городские дети привыкли видеть в 3-литровых банках на магазинных полках. Этот сок был совсем другого, светло-зеленого цвета и был просто невероятно вкусен, хоть и не такой сладкий. Дети не могли просто оторваться от такого божественного напитка. Но при этом всё равно сок всё не кончался и не кончался.
Постепенно, хорошо наевшись и напившись все начали разбредаться по посёлку, не забыв, впрочем, поблагодарить добрую бабушку. Кристина напоминала всем, чтобы не расходились далеко, потому что скоро надо возвращаться в лагерь. В конце концов получилось так, что во дворе у бабы Лены остались только 4 гостей: Димка, Юлька, Лёшка и их подружка-вожатая.
- Я еще одну возьму, уж очень вкусные…
- Да, Лехандро, пожрать ты совсем не дурак.
- А вот и молодец! А вы бы лучше, чем смеяться, брали пример с мальчика. Ух как люблю деток, которые хорошо кушают! Кушай, внучёк. И еще с собой бери. И сок пейте, его оставлять нельзя.
С этими словами баба Лена налила всем четверым еще по чашке сока.
- Бабушка Ленуца, у вас так всё вкусно, но пожалейте меня, я сейчас лопну же! - взмолилась Кристина.
- Ой, лопнет она! - добродушно съязвила бабуля, - худющая как спичка, давай кушай, пей.
И всё же Кристина выпила сок, как и все остальные. Перед таким искушением устоять было невозможно.
- Ну как вам, понравилось у нас здесь?
- Ой, очень! Так красиво, так интересно! Даже не думал, что рядом сеть такие места. - взахлёб начал делиться впечатлениями Лёшка.
- Вот, видите. Не так давно к нам стало много туристов ездить. Раньше почти не было. А сейчас со всего Союза приезжают, даже и иностранцы.
- И их вы тоже плациндами угощаете?
- Ну а как же! От бабы Лены ещё никто голодным не уходил. Но самые интересные гости, которые у меня были… Вот ни на одной экскурсии вам этого не расскажут… Пейте сок…
Все четверо аж прекратили жевать и приготовились внимательно слушать
- Ну так вот, вы же наверняка смотрели такой фильм “Каникулы Петрова и Васечкина”*?
- Ну так, ещё бы!
- Наверняка нравится? А знали ли вы, что его снимали вот прямо здесь, у нас?
- Да ну! А что именно снимали здесь? - поинтересовался Димка
- Да много чего. Ну вот когда они из лагеря сбежали и по горам ходили, вот почти всё снимали здесь.
- Прямо не верится. Я всегда думал, что где-то на Кавказе снимали.
- Там просто в самом фильме такой колорит кавказский, а снимали здесь. Зачем им далеко ездить. Так что я и мальчишек этих помню хорошо, такие милые.
- Тоже подкармливали их?
- Ну а как же! - улыбнулась баба Лена, - ещё и старик мой тогда жив был… Так что будете вдруг пересматривать, обратите внимание, узнаете знакомые места. Вот, например, сразу за мостом, где ваш автобус стоит, там этот мальчик камни таскал.
- Петров камни таскал. “Надо дедушке помочь” - Лёшка вспомнил одну ключевую сцену.
- А дом, где жила эта девочка с бабушкой…
- Манана?
- Ну да. Так это недостроенный дом моего соседа. Вон там прямо и снимали. Мы потом всей деревней фильм смотрели, хоть он и детский. Сок допивайте, обязательно. Испортится, забродит, придется бабушке на самогон его пустить, а это отрава. Так что пейте всё!
- Да, это реально очень интересно, то что вы рассказали. Я бы никогда не подумала. - Кристина допивала очередную чашку сока.
- А Димка чем-то похож на Васечкина. - улыбаясь заметила Юлька.
- Угу, а Лёха на Петрова, как раз.
- Ну вот и замечательно. Значит Юлька - Маша Старцева, а я получается - Инна Андреевна? Ну что же, тоже неплохо. Уж лучше буду Инной Андреевной, чем Миледи. А то всё начиналось же у нас с мушкетёров, “один за всех и все за одного” и всё такое…
- Это тоже остаётся актуальным…
Тут во двор вбежал Мишка, мальчик из их отряда, который к тому же был председателем всего отряда, правой рукой Кристины.
- Там водитель говорит, что пора ехать. Говорит, что он торопится, ему автобус ещё сдавать надо.
- Ой, точно! Мы тут засиделись немного. Сколько времени? Точно пора возвращаться. Только знаешь, Миша. А ну давай-ка ты нас сфотографируй всех четверых с бабой Леной. На память.
Димка всё настроил и показал Мишке, где нажать, чтобы сделать кадр. По окончании такой краткой фотосессии на столе образовалось 5 чашек наполовину наполненных остатками сока. Ну и баба Лена, которая заявила, что никого не выпустит со двора, пока весь сок не будет допит. Так что детям и Кристине пришлось на прощание это всё же сделать. После чего, спешно попрощавшись и сердечно поблагодарив гостеприимную хозяйку, все пятеро умчались в сторону автобуса.
Водитель уже завёл машину и развернул в сторону выезда из этого красивого места. Он явно был недоволен, что вожатая задерживала весь автобус. Дети из отряда оказались сознательнее и расторопнее и уже заняли свои места. Быстро, но всё же дважды пересчитав отряд, Кристина кивнула головой и уверенно сказала “едем”. Двери с шипением закрылись, послышался хруст вставляемой шестерни первой передачи и подпрыгивая на ухабах автобус тронулся в путь.
- Как-то мы даже в туалет не успели сходить, если тут вообще есть где. - заметила Юлька.
- Ничего, нам не так долго ехать. Да и мы по дороге остановимся где-то, я попрошу водителя.
* Одесская киностудия, 1984 год.