Предлагаю "выставить на обсуждение" вопрос - В ТЕМЕ ли, по мнению участников (мнения могут разниться) отдельные знаменитые кинорежиссёры (отечественные), исходя из снятых ими фильмов (более одного), которые они ставили и, стало быть, от них непосредственно зависело, "внедрять" эпизоды по ТЕМЕ (как по малой, так и по большой) или нет. Слово "был" я привожу к тем режиссёрам, которых на данный момент уже, увы, нет с нами... (пусть не будет сочтено за "неэтичность"). Может кто (по той же "схеме") припомнит и зарубежных аналогичных режиссёров. Итак:
1. В теме ли был Леонид Гайдай (кинорежиссёр). Примеры "темы" в фильмах:
а) "Самогонщики"; в самом начале фильма герой Юрия Никулина утром выбегает из избушки, потягивается и убегает в заснеженный лес (с понятными целями), через некоторое время возвращаясь оттуда;
б) "Деловые люди" (серия "Вождь краснокожих"); "похищенный" сын богача Эбенезера Дорсета, мальчишка-сорви-голова Джонни (в роли - Серёжа Тихонов), в первое утро после "похищения" выбегает из бунгало, подбегает к кустам и, приспуская штанишки, явно готовится к "малому" процессу (сам процесс не показан);
в) "Операция Ы" - 3-я часть, герой Вицина, уже обдолбанный хлороформом, спрашивает героя Моргунова (подельника): "Где здесь туалет?", потом выдёргивает из "колонны" ночных горшков (дело происходит на складе!) самый нижний, отчего остальные со звоном и грохотом падают, и "удаляется" с горшком в неизвестном направлении. "Совершает ли процесс" - неизвестно.
г) "Бриллиантовая рука" - ну тут классика, "туалет типа сортир", "Мэ и Жо" - без комментариев...
д) "Частный детектив или операция Кооперация" (ключевую роль в фильме играет кооперативный туалет "Комфорт", хозяева - приятель главного героя Харатьяна Витюша (Роман Мадянов) и его помощники - Михаил Кокшенов ("Амбал") и китаец по имени или кличке "Мао" (актёра не помню), потом они оказываются главными бандюками в фильме, похищающими людей с целью выкупа. Естественно, по фильму, "тем" связанных с посещением туалета (правда, только мужчинами), хватает (хотя и "неявных", процесс нигде не показан).
е) "На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон-Бич опять идут дожди" - там маленький мальчик, сын героев Евгения Весника (Моня) и Натальи Крачковской, ведущих шпионскую работу в США, нечаянно раньше времени съедает "для конспирации" бумажку с шифром. "Агенты" (родители мальчика) в отчаянии, в отличие от агента КГБ Феди (Харатьян), который даёт Крачковской слабительное и предлагает дать его мальчику. Через некоторое время героиня Крачковской (мать мальчика), стоя на балконе с ночным горшком в руке, сообщает Феде: "Шифровка восстановлена, Моня вас ждёт..." Подробности ясны.
(Возможно, есть и ещё фильмы Гайдая, где "тема" фигурирует, но мне вот удалось вспомнить только эти. Может кто ещё вспомнит?) Кстати, интересно, что в роли "исполнителей темы" у Гайдая фигурируют только мужчины (разных возрастов). Хотя "по жизни" и по ситуациям таковыми вполне могли оказаться и дамы. Привожу примеры таких ситуаций:
а) "Операция Ы" (серия № 2 - "Наваждение") - Шурик с Лидой "готовятся к экзамену", не видя ничего вокруг, в течение 3-х (или 4-х? - не помню) часов, присутствуют в квартире Лиды, едят, пьют, но никому (Лиде в том числе) не приспичило, даже перед экзаменом! Очень странно...
б) "Кавказская пленница". Героиню Нину (Варлей) после ночного сна(!) везут упакованной в спальном мешке чёрт-те сколько, потом заключают в комнату, где она тоже пребывает достаточно долго, и ТА САМАЯ проблема никоим образом не отражена... Хотя, возможно, похитители позаботились об этом и туалет в комнате был, только это не показано...
в) "Кооперация". Похищенных героев Харатьяна, Ирины Феофановой (Лена) и Светина (папа Лены) тоже держат в заточении (в том самом туалете "Комфорт"), они довольно долго связаны и ни сном ни духом... И когда Харатьян придумывает план, как обмануть главного бандита (Мадянов) и тот предлагает "исполнить последнее желание", говорит: "Ну чего можно ХОТЕТЬ в твоём заведении?" Хотя и Лена (Феофанова) вполне могла попросить об этом, было бы естественнее...
2. В теме ли был Георгий Данелия (режиссёр). Примеры "темы" в фильмах:
а) "Мимино" (в суде): "...он пошёл в туалет, а тот не смог дверь сломать. -"Значит дверь он ломал?" -"Нет, он постучал в дверь и сказал - ТОЖЕ ХОЧЕТ..."
б) "Не горюй" (сельский врач, исследуя на свет мочу жены своего знакомого в банке, говорит: "Ты обманул меня, ты говорил, что она упала с пяти ступеней, а я здесь ЯВНО ВИЖУ четыре ступеньки"... Тот оправдывается тем, что часть мочи жены выплеснул и врач удовлетворённо говорит: -"Ну понятно, вот как раз ПЯТУЮ СТУПЕНЬКУ ты и выплеснул..."
в) "Джентльмены удачи" - сцена, когда герои Крамарова и Вицина прячутся в дамской одежде в мужской туалет в театре (здесь уже обсуждалась эта сцена, но в применении к Виктории Токаревой, которая, как известно, тоже была "В ТЕМЕ" (см.выше). Но сценарий они писали совместно с Данелией, так что чья "идея" - неясно.
?) По-моему, краем уха слышал, что и в "Кин-дза-дза" есть туалетная тема, но честно, фильм этот мне всегда активно не нравился и смотрел его "по диагонали", темы не увидел, если кто видел там тему (или её ОТСУТСТВИЕ) - внесите ясность...
?) Ну ещё "Афоня" - там он САНТЕХНИК, вроде сам Бог велел "тему" упомянуть, но тоже "не мой" фильм, так что - аналогично...
3. В теме ли Никита Михалков (режиссёр). Примеры "темы" в фильмах:
а) "Утомлённые солнцем-2". Здесь Михалков "заставляет" описаться от страха (во время допроса) героя Андрея Панина, которого подозревают в отношениях с "врагом народа" (репрессированным в первой части комдивом Котовым - в роли - сам Никита Михалков) и, стало быть, в измене Родине;
Там же ("Утомлённые солнцем-2"), над кораблём (уже не помню - эвакуирующем, что ли?) в общем везущем советских граждан (напрочь не помню всю ситуацию, но помню, что у кого-то на корабле было огнестрельное оружие), по воздуху "дефилирует", "сопровождает" их фашистский вертолёт (по-моему, опять же могу ошибаться в деталях) и кому-то из "фрицев" приходит гениальная идея - посрать "с небес" на борт корабля (решив одновременно "большую" физиологическую проблему). Когда "процесс" начинается, кому-то на борту плавсредства приходит ещё более "гениальная" идея - из имеющейся винтовки пустить (вертикально вверх) фрицу в свесившийся за борт вертолёта задний проход пулю, и делает он это весьма успешно, после чего фрицы в ярости начинают обстреливать и, по-моему, бомбить корабль, из-за чего тот тонет и все, кроме героя и героини, погибают (эти двое выплывают). Картина не для слабонервных...
Кстати, в первой части герой Олега Меньшикова (НКВД-шник, приехавший арестовывать комдива Котова, беседующий с его женой (Ингеборга Дапкунайте) и вспоминающий прошлое), мимоходом припоминает, как та в какой-то ситуации в детстве пукнула (впрочем, этот момент дальше не муссируется).
Третью часть "Цитадель" каюсь, не смотрел (а может и ещё были?) - причины - см. "Кин-дза-дза" и "Афоня". У кого есть инфа - поделитесь. Почему-то мне кажется, что и в третьей части должно "что-то быть".
б) "Двенадцать" (12 присяжных - в роли великолепные, на мой взгляд, российские актёры) - 12 присяжных в спортзале, выбранном для заседания, решают, виновен ли чеченский мальчик в убийстве приёмного отца-офицера. При спортзале, естественно, есть туалет (и не один, а целых два!) и тема муссируется: в самом начале героя Юрия Стоянова прихватывает с животом, потом, в самый ответственный момент (когда идёт "тайное голосование", герой Валентина Гафта (самый пожилой из присяжных) бежит ТУДА, возвращаясь, произносит известный афоризм: "Ссать и родить - нельзя погодить"), потом герои также периодически удаляются в туалет (Сергей Гармаш), далее (уже ближе к концу), после стресса, вызванного психологическим "экспериментом" тот же герой Стоянова бежит в туалет и блюёт там, а в самом конце (это только в ТЕЛЕВИЗИОННОЙ, расширенной версии фильма, кто не смотрел - посмотрите! многие смотрели только укороченную, "киношную") герои Михалкова и Арцыбашева (демократ), уже когда все присяжные - после многочасового заседания - расходятся, идут в туалет и писают, демократ при этом говорит: "Я тоже еле дотерпел..." Потом уже, вытирая руки (салфеток нет и герою Михалкова приходится вытираться футболкой) демократ видит у него на животе следы от пуль и тот, до этого позиционирующий себя как "пенсионер-художник", раскрывает своё прошлое - что он боевой офицер ГРУ в отставке.
4. В теме ли был Эльдар Рязанов (режиссёр).
Здесь "пример" могу вспомнить только один: фильм "Старики-разбойники", когда герои (Юрий Никулин - следователь Мячиков и Евстигнеев - инженер Воробьёв(?)), организуя похищение картины Рембрандта из музея, идут "маскироваться" в туалет и когда Никулин, попав туда, привычно идёт к писсуару, на ходу "выпрастывая" всё что надо, Евстигнеев сурово его осаживает словами: "Ты пришёл сюда НЕ ЗА ЭТИМ!", после чего Никулин тут же всё "прячет", ещё не достав, и отходит от писсуара.
(Может, кто вспомнит ещё какие-то фильмы Рязанова, где ТЕМА есть, хотя бы вскользь? Я не припомню...)
Хотя именно СИТУАЦИЙ, прямо-таки требующих её "упоминания", на мой взгляд, у Рязанова предостаточно. Взять хотя бы тот же фильм "Гараж". Весь вечер и ночь целый отдел сотрудников (разных полов - человек 30 или больше!) находятся в "замкнутых" условиях и ни разу даже краем не упомянута ТЕМА! Хотя был закрыт (Малаевой, героиней Ахеджаковой) всего лишь выход из ЗДАНИЯ, а ход в коридор и, соответственно в туалет, для всех был, просто этот момент опять же не "обозначался". Значит ли это, что Рязанов был "не в теме"?
(Другой пример "антитуалетности" Рязанова, на мой взгляд - знаменитая "Гусарская баллада", надеюсь смотрели многие... Как героиня, переодевшаяся юношей-корнетом, в процессе длительных военных действий и "походов-переходов" (а там неминуемо должны были возникать ТЕ САМЫЕ дела! и не думаю, что у воинов была возможность далеко отходить при этом) ухитрялась маскировать свой пол при исполнении "малых дел" - мне непонятно... Но там про ЭТО ни полслова...)
Ну вот, как-то так. Ещё раз говорю, если кто приведёт примеры других режиссёров (зарубежных в том числе) по аналогичным "приметам", или ещё фильмы ТЕХ ЖЕ режиссёров, подтверждающих, что те в "теме" - будет здорово. И вообще хотелось бы, чтобы данная тема получила развитие, чтобы народ "не отмалчивался"...
Отредактировано Cabaliero (12-01-2021 23:21:37)